Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

Статья 11.3 ЗК РФ. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Новая редакция Ст. 11.3 ЗК РФ

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

2.1. Образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2022 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

4. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

Комментарий к Статье 11.3 ЗК РФ

Комментируемая статья устанавливает основания образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По этой причине все пункты ст. 11.3 ЗК так или иначе связаны с принятием решений об образовании земельных участков, его реквизитами, прилагаемыми к решению документами. Статья 11.3 ЗК применяется с учетом положений ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК (полномочия публичных субъектов в области земельных отношений).

Пункт 1 ст. 11.3 ЗК формулирует перечень исключений из правила: подп. 2 является частью правил, которые предусмотрены для случаев комплексного освоения земельных участков в ст. 30.2 ЗК; правило подп. 3 является частью института «развитие застроенной территории» — п. 2.1 ст. 30 ЗК и глава 6 (ст. ст. 41 — 46.3) ГрК; правило подп. 4, установленное для случаев перераспределения, — отсылка к ст. 11.7 ЗК.

Заявительный порядок образования земельных участков для случаев, которые предусмотрены подп. 1 п. 1 ст. 11.3 ЗК, обусловлен тем, что право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения относятся к вещным правам (правам на имущество). Причем ограниченным, что выражается в данном случае в отсутствии полномочия на распоряжение. К сущности постоянного (бессрочного) пользования следует отнести то, что оно не может быть прекращено истечением какого-либо срока, а также по воле собственника, на основании административного акта или решения суда, если основание прекращения права не предусмотрено законом <122>. Приведенное положение можно распространить и на право пожизненного наследуемого владения. По этой причине решение об образовании земельного участка путем раздела помимо воли субъектов ограниченного вещного права самым непосредственным образом нарушает их права и законные интересы.
———————————
<122> Галиновская Е.А
. Применение земельного законодательства: проблемы и решения: Научно-практическое пособие. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2012. С. 108.

Что же касается права на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, то согласно п. п. 9 и 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК, права на землю, не предусмотренные ст. ст. 15, 20 — 24 ЗК, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Из приведенных выше норм видно, что право на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, является, по сути, «отложенным» правом собственности (хотя со строго цивилистической точки зрения такое понятие может выглядеть некорректным), если прямо не указана принадлежность его на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Поэтому административный акт (решение исполнительных органов) об образовании таких земельных участков без согласия на то правообладателя (не основанный на его заявлении в соответствии с п. 2 ст. 11.3) нарушает его законные права и интересы.

Вряд ли в практике применения п. п. 2.1, 3, 4 и 5 ст. 11.3 ЗК могут возникнуть какие-либо сложности как для исполнительных органов, принимающих решения об образовании земельных участков, так и для правообладателей, обращающихся с такими заявлениями.

Другой комментарий к Ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Во всех случаях для образования новых земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, основанием для этого является решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Если возникает необходимость раздела земельных участков садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, земельных участков, которые используются на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен соответствующий договор; перераспределения земельных участков, то решение об образовании земельных участков может быть принято только на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Это означает, что инициатором процедуры образования земельных участков в указанных выше случаях могут быть землепользователи, землевладельцы или арендаторы, но не исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Эти органы могут инициировать данную процедуру в иных случаях.

В комментируемой статье определены также требования к составу документов, которые прилагаются к указанному выше заявлению, и к содержанию решений об образовании земельных участков.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 17 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.

2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отражены в ст. 30.2 ЗК РФ. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с Положением об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 мая 2022 г. N 265, проекты, в частности, должны соответствовать такому критерию, как консолидированность земельных участков для комплексного освоения и их принадлежность юридическому лицу, осуществляющему реализацию проекта, на праве собственности или ином законном основании.

3. Возможна ситуация, когда в федеральным законе закреплено требование о том, что образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа. В этом случае в заявлении об образовании земельных участков должны быть указаны реквизиты таких документов.

Как предусматривает ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В случае если по инициативе лиц, владеющих земельными участками, осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 1 декабря 2022 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2022 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов, а также документации по планировке территорий допускаются при отсутствии документов территориального планирования. Разрешенный вид использования земельных участков, которые предназначены для размещения олимпийских объектов в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов, определяется в соответствии с указанной документацией. Разрешенный вид использования земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов или образования земельного участка в соответствии с указанной документацией.

4. В Федеральном законе от 24 июля 2022 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» закреплены полномочия Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, в части образования земельных участков. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. В частности, Фонд осуществляет образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче для формирования имущества Фонда.

Согласно ст. 4 названного Закона Фонд вправе распоряжаться имуществом, которое передано в его собственность только определенными способами и для определенных целей, в частности путем образования земельных участков из земельных участков Фонда.

Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

СТ 11.3 ЗК РФ

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

2.1. Образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2022 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ пункт 4 статьи 11.3 действует до 1 января 2022 года.

4. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

Комментарий к Статье 11.3 Земельного кодекса РФ

Из структуры главы I.1 ЗК РФ видно, что законодатель посчитал необходимым выделить вопросы образования земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отдельную статью, тем самым определив, что процесс образования таких земельных участков характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с общими нормами об образовании земельных участков.

Эти особенности заключаются в определенном перечне документов, в соответствии с которыми могут быть образованы такие земельные участки. К ним относятся проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ, проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории допускается только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Таким образом, в приоритетном порядке образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании проекта межевания территории. Такой подход позволяет наиболее рационально организовать процесс образования земельных участков, в том числе для целей дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам, поскольку он в полной мере отвечает принципам устойчивого развития территорий и осуществлению строительства на основании документации по планировке территории, на которых основано законодательство о градостроительной деятельности (п. 4 ст. 2 ГрК РФ). Согласно ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ. На чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы зон действия публичных сервитутов.

Согласно ч. 5 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Согласно ст. 46 ГрК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. В связи с этим население может выражать собственное мнение относительно утверждаемой документации по планировке территории в части проектируемых границ будущих земельных участков, формирующихся для дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам. Это в полной мере соответствует юридической природе такого института, как публичные слушания . Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости (ч. 6 ст. 41 ГрК РФ).
———————————
Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2022 г
. N 931-О-О (Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2), будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Таким образом, образование земельных участков на основании проекта межевания территории позволяет учитывать все особенности развития соответствующей территории, в том числе планируемые и существующие территории общего пользования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, а также установленные ограничения в использовании объектов недвижимости.

Законодатель посчитал целесообразным сохранить и возможность образования земельных участков на основании схемы расположения земельного участка, поскольку, во-первых, применительно далеко не ко всем территориям в настоящее время разработаны и утверждены проекты межевания, позволяющие образовать земельные участки в соответствии с такими проектами, а во-вторых, в связи с тем, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (ч. 1 ст. 43 ГрК РФ), что обусловливает невозможность и нецелесообразность подготовки и утверждения проекта межевания для образования отдельных земельных участков (например, на территориях с низкой плотностью застройки и низким спросом на земельные участки) или запрещена (например, образование земельных участков для выпаса скота, ведения личного подсобного хозяйства за пределами границ населенного пункта, огородничества).

Разработка и утверждение проекта межевания территории является неотъемлемым этапом развития застроенных территорий (ст. 46.3 ГрК РФ), комплексного освоения территории (ст. 46.4 ГрК РФ), освоения земельных участков, предоставленных юридическим лицам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п. 5 ст. 39.8, п. п. 4 и 5 ст. 39.10 ЗК РФ), установления границ земельных участков, занятых многоквартирными домами (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ), строительства и реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).
———————————
СЗ РФ
. 2005. N 1. Ст. 17; 2011. N 13. Ст. 1688.

В части образования земельных участков, занятых многоквартирными домами, обратим внимание на вывод ВС РФ, сделанный в Определении от 8 февраля 2022 г. N 303-КГ15-18725, указывающий на то, что по мнению ВС РФ отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом, в связи с чем в судебном порядке на орган публичной власти была возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При этом необходимо учитывать, что положения подп. 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливают необходимость образования на основании проекта межевания не только земельных участков, занятых многоквартирными домами, но и любых земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного такими домами. Как предусмотрено п. 35 ст. 1 ГрК РФ, элемент планировочной структуры — это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Применительно к образованию земельных участков для линейных объектов федерального, регионального или местного значения следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения комментируемой статьи были изменены путем исключения необходимости утверждения проекта межевания территории для целей эксплуатации существующего линейного объекта федерального, регионального или местного значения, поскольку ранее подп. 5 п. 3 комментируемой статьи предусматривал необходимость утверждения проекта межевания для размещения, то есть в том числе и для эксплуатации (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ) линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Необходимость выделения в качестве самостоятельного вида документов, на основании которых осуществляется образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков объясняется правилами проектирования лесных участков, закрепленными в ст. 70.1 ЛК РФ. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Такая документация утверждается органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по предоставлению лесных участков.

Федеральным законом от 1 мая 2022 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена п. 4, предусматривающим возможность образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с особыми правилами, предусмотренными данным Законом. В частности, его положениями предусматривается возможность образования земельных участков на основании схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории. Концептуальной особенностью данной схемы является то, что она является непосредственным основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет при отсутствии межевого плана земельного участка (ч. 5 ст. 6 данного Закона).

Исходя из положений данной статьи местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

 Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
  Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
  Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.
  При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.
 В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:

  • выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
  • осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

  В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу)1.

Акт
выбора ЗУ
(пример)
 
 

 Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ)2. 

  В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения3. В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
  В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет. Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо4.
 Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2014 № 7625.
 Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
  Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».

 По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
  Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
  После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
   При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
— внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер6;
— при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7.
  В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
   Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

  Специалисты  ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области9 и Республике Крым в оптимальные сроки.

__________________
1 Исключение составляют случаи предоставления земельных участков, на которых находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения или сооружения
2 В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (абзац 3 пункта 5 статьи 31 ЗК РФ)
3 Если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ)
4 Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2011 N Д23-1073 «О лицах, уполномоченных осуществлять разработку и изготовление схем расположения земельных участков». Вместе с тем, следует принять во внимание, что в настоящее время Минэкономразвития Росссии разработан проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа»
5 Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 № 36018)
. Начало действия приказа — 01.03.2015, поэтому соответствующие региональные акты (например постановление Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 336 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории») должны быть приведены в соответствие с данным приказом.
6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
8 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае,  Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Земельный участок имеет следующие характеристики: площадь, описание местоположения границ, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровый номер, кадастровая стоимость. В соответствии с Гражданским кодексом РФ чтобы земельный участок стал объектом права, вышеуказанные характеристики земельного участка должны быть определены и внесены в сведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно федеральному закону от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», образование земельных участков происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Рассмотрим один из наиболее встречающихся случаев — образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.   В соответствии с Земельным кодексом РФ, такая ситуация может возникнуть при предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36), предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (ст.34), предоставлении земельных участков для строительства (ст. 31) и ряде иных случаев.

Образование нового земельного участка осуществляется на основании решения органа власти, уполномоченного на распоряжение таким участком. На территории Новосибирского района Новосибирской области это утвержденная главой Администрации Новосибирского района Новосибирской области Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На схеме указывается местоположение образуемого земельного участка, его площадь, вид разрешенного использования, а так же категория земель. Эта схема является основанием для подготовки межевого плана с целью постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.  Кадастровый инженер после выполнения геодезических работ формирует межевой план, который сдается в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, для проведения процедуры государственного кадастрового учета.

 По истечении 18 календарных дней сведения об образованном земельном участке вносятся в государственный кадастр недвижимости, а испрашиваемому земельному участку присваивается уникальный кадастровый номер. При этом, согласно действующему законодательству, такие сведения носят временный характер.

Указанные сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на земельный участок, т. е. земельный участок должен быть в определенном законом порядке (платно или бесплатно) предоставлен на определенном праве (аренда, собственность и т. д.) заинтересованному лицу. Это право должно быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством. В этом случае сформированный земельный участок в сведениях государственного кадастра недвижимости  приобретает статус «учтенный».

Если по истечении пяти лет со дня постановки земельного участка  на государственный кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Это происходит даже в том случае, если участок предоставлен на каком-либо праве, но право это не зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области установленным законом образом. Сведения о таком земельном участке аннулируются и всю процедуру формирования земельного участка необходимо проходить заново.

Земельный
эксперт

9867

Из чего образуются земельные участки?

Земельные площади могут быть образованы различными способами. Каждый из вариантов имеет свои особенности. Согласно земельному кодексу выделяются следующие способы образования земельного участка:

  • разделение земель;
  • объединение находящихся рядом территорий и площадей;
  • перераспределение земель;
  • выделение доли из земельной площади, являющейся федеральной или муниципальной собственностью.

Все вопросы, касающиеся данных действий, рассматриваются в ст. 11.2 Земельного кодекса РФ. Новые земли могут создаваться также из искусственных участков. Изначальные земельные участки прекращают свое существование с момента регистрации прав на вновь созданные земли. Рассматриваемая процедура имеет ряд особенностей:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • новый участок должен использоваться по тому же целевому назначению, что и первоначальный;
  • образование нового участка может произойти только в том случае, когда все владельцы изначальной площади дадут на это письменное разрешение;
  • муниципальные и государственные участки могут быть использованы только с разрешения арендаторов, залогодержателей и других владельцев.

Иногда образование новых владений сопряжено с изъятием площадей для нужд муниципалитета или с решением суда. Процедура происходит только в пределах той территории, которая значится на кадастровом плане.

Прекращение существования старого земельного участка

Порядок образования земельного участка определен законодательным образом. После того как выполняется преобразование участков в новые, старая площадь перестает существовать. Более того, во время оформления кадастрового паспорта на новые площади, собственник одновременно должен подать заявку на снятие с учета старого владения.

Такое положение касается не всех территорий. Исключениями являются:

  • участки, которые являются частью территории некоммерческих организаций;
  • земли муниципального и федерального пользования, переданные под застройку в долгосрочное владение, аренду.

Данные территории остаются, но уже в границах, которые претерпели изменения.

Целевое назначение и разрешенное использование нового земельного участка

Законодательство определяет группы земель, которые могут быть отнесены к определенной категории, в зависимости от цели их использования, что отражено в ст. 8 ЗК РФ. Данные правила распространяются не только на участки, находящиеся в собственности, но и на арендованные площади, территории землевладельцев, застройщиков.

Существует несколько категорий земельных участков:

  1. Сельскохозяйственные земли.
  2. Земли поселений.
  3. Территории для промышленного использования.
  4. Особенно охраняемые территории.
  5. Лесные, водные фонды и земли запаса.

На основании данных групп определяется и целевое использование площадей, под которым следует понимать особую направленность эксплуатации земельных наделов. Данная информация указывается сразу в нескольких документах: федеральных актах, ГКН (государственном кадастре недвижимости), в договорных актах, в правоустанавливающей документации. Законом предусматривается перевод одной категории земли в другую. В случае нарушения данного принципа на владельца земельного владения может быть наложен штраф.

Согласие на образование земельного владения

Для того чтобы образовать новый земельный надел, может потребоваться согласие со стороны всех владельцев первоначального  участка.

Согласие дается в простой письменной форме. Выдают такое разрешение арендаторы, землепользователи, залогодержатели. Если земельное владение принадлежит учреждениям государственного или муниципального типа, то их согласие на проведение одного из способов появления новой площади не является необходимым документом.

Также образование земельного участка может произойти по решению суда без разрешения остальных владельцев и муниципальных органов.

Нюансы при образовании земельных участков

Образование земельных площадей из участков, состоящих в собственности сразу нескольких владельцев, может произойти несколькими способами: разделением, перераспределением или путем выделения.

Разделение земельного владения является наиболее частой процедурой и представляет собой определение новых участков в рамках начального  владения. Обязательным требованием является то, что размер получившихся участков должен соответствовать нормам. Перед выполнением процедуры собственники заключают специальное соглашение о выполнении раздела. Право на новые наделы появляется у всех собственников начального владения.

Еще один способ образования участков – это объединение земельных наделов. В итоге получается один общий участок, а все остальные перестают существовать. Для исполнения данной процедуры от всех владельцев земли также требуется письменное согласие.

Выделение земельного участка представляет собой определение доли в общей собственности. В результате получается несколько участков, а первоначальная площадь сохраняется с другими границами. Гражданин, получивший долю, имеет право полностью ею распоряжаться. Для выделения части потребуется согласие всех остальных владельцев, с соблюдением их преимущественного права на отчуждение.

Перераспределение происходит в отношении смежных участков, и согласия других владельцев на это не требуется. Если речь идет о владениях в пределах уже застроенной территории, то здесь используется такой способ образования, как раздел, в том случае, когда данная процедура одобрена муниципальным органом и соответствует общей кадастровой схеме. После того как раздел произведен, застройщик или арендатор теряет права на землю.

Все споры, возникающие в связи с образованием новых земельных участков, сначала решаются в Росреестре. Если конкретных результатов это не дало, стороны могут подать исковое заявление в суд.

Особенности образования земельного владения из земель государственной и муниципальной собственности

Земли, являющиеся государственной собственностью, могут участвовать в создании новой площади. Важно отметить, что образование земельного  участка из земель муниципальной собственности происходит впервые, а не путем соединения или разъединения других площадей.

Процедура выполняется на основании постановления муниципального или исполнительного органа власти. Исключительно на основе проекта межевания производится образование участков:

  1. Из земель, принадлежащих некоммерческим организациям и тех наделов, которые состоят в продолжительном использовании у граждан по распоряжению администрации либо принадлежащих по праву пожизненного наследуемого владения.
  2. Из земель, которые входят в состав площадей по освоению жилищного строительства.
  3. Из земельных площадей, расположенных в пределах застроенной территории, на основании градостроительного плана и решения о развитии данной территории.

Данные действия выполняются согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, а также некоторых разделов градостроительного кодекса. В качестве документов для образования новых участков используются также правоустанавливающие и другие обязательные бумаги, необходимые для выполнения кадастровых работ и постановки земель на учет.

Пример по образованию земельного владения

Татьяна М. приобрела земельный участок и решила разделить его на две части, чтобы на одном из них построить дачу и в дальнейшем продать, а другую часть использовать в личных целях для устройства сада. Обратившись в геодезическую фирму для проведения межевания, женщина оформила заявку на процедуру и оформление дальнейшей документации.

После того как все было выполнено, женщина получила бумаги о разделе и приступила к строительству дачи. Татьяна начала оформлять документы на продажу и выяснила, что наряду с двумя новыми  владениями в реестре остался числиться и старый участок.

Женщина обратилась в службу Росреестра и подала заявку, где было написано, что первоначальный участок прекращает свое существование в результате образования нового.

Заключение

Можно делать несколько выводов:

  1. Образование новых площадей регламентируется земельным кодексом и выполняется несколькими способами.
  2. После того как появились новые площади, старые прекращают свое существование, за несколькими исключениями.
  3. Новый участок эксплуатируется лишь только по тому целевому назначению, которое было у первоначального владения. Законом определен порядок перевода одной категории участков по способу использования в другую.
  4. Если у первоначального участка имеется несколько собственников, то потребуется их письменное согласие на проведение процедуры. Когда участком распоряжаются арендаторы, землепользователи, то согласие дают они. При нахождении земли в госсобственности, такого распоряжения не требуется.
  5. В зависимости от того, является земля частной собственностью нескольких лиц или муниципальным владением, существует ряд нюансов при образовании новых площадей.
  6. Образование земель из муниципальных участков происходит впервые и на основании специального постановления администрации. Также процедура выполняется в соответствии с земельным и градостроительным кодексом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по образованию земельного владения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Артур Павлович, я имею собственный земельный участок и хотел бы выделить равные доли своим совершеннолетним детям. Кроме меня, участком владеет еще и моя супруга. Подскажите, имею ли я права это сделать, куда мне обращаться и с чего начать?

Ответ: Добрый день. Выделение доли является одним из вариантов образования нового земельного владения, согласно ст. 11.2 ЗК РФ. Вы, как человек распоряжающийся собственностью, имеете право на выполнение процедуры.

На начальных стадиях следует получить письменное согласие вашей супруги на проведение данного действия. Далее, необходимо подготовить обязательный пакет документов и обратиться в межевую компанию для определения границ будущих участков и составления межевого плана. Финальным этапом является регистрация прав собственности на доли в Росреестре.

Список законов

  • Статья 11.2 ЗК РФ
  • Статья 11.3 ЗК РФ
  • Статья 8 ЗК РФ

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: