Как провести объединение земельных участков в соответствии с Земельным Кодексом

Статья 11.6 ЗК РФ. Объединение земельных участков

Новая редакция Ст. 11.6 ЗК РФ

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.

3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.

6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Комментарий к Статье 11.6 ЗК РФ

Необходимым условием объединения земельных участков является существование двух и более земельных участков, а также общей границы между ними. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.6 ЗК).

К сожалению, в законодательстве не приводится определение «смежный земельный участок». Часть 3.1 ст. 25 Закона N 221-ФЗ упоминает о нем мимоходом в связи с «уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки)». То есть с землеустроительной (кадастровой) точки зрения о «смежности» можно говорить тогда, когда у двух земельных участков имеется хотя бы одна характерная точка местоположения границы, значение координат XY которой и для первого, и для второго земельного участка полностью совпадает, например: значение точки н2 земельного участка с кадастровым номером 37:24:040502:47 и точки н3 земельного участка 37:24:040502:1 составляет X 1219.26, Y — 3994.11.

В случае подготовки межевого плана в связи с объединением земельных участков прекращает свое существование и смежная граница, и общие для обоих участков поворотные точки этой границы. В то же самое время поворотные точки «внешних» границ (то есть частей границ, которые не имели общих для обоих участков поворотных точек) каждого из земельных участков определяют местоположение границ образованного земельного участка.

Обращаясь к положениям ст. 11.6 ЗК, необходимо иметь ввиду то, что многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ). Поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков. В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии что такие земельные участки по одному или более контуров их границ являются смежными. В результате указанных объединений может быть образован новый многоконтурный земельный участок либо (если в результате объединения будет утрачен признак многоконтурности границы) обычный земельный участок, а существование исходных земельных участков (включая исходный многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование) прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки <127>.
———————————
<127> Абзац 2 п
. 10 и п. 11 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2021 г. N 22409-ИМ/Д23.

Так же крайне важно учитывать, что так как «неотмежеванные» ранее учтенные земельные участки не имеют ни границ, ни общих поворотных точек, то и объединить их невозможно.

Пункт 3 ст. 11.6 ЗК воспроизводит, по сути, положение п. 1 ст. 244 ГК применительно к земельным участкам — имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Пункт 4 ст. 11.6 ЗК представляет собой усложненную, по сравнению с п. 3 этой же статьи, конструкцию возникновения общей собственности вследствие объединения земельных участков, которые принадлежат двум и более лицам. Различие заключено, во-первых, в количестве участников соглашения об образовании «новой» общей собственности и количестве участников общей собственности на возникший земельный участок. Во-вторых, стороны такого многостороннего соглашения должны разрешить вопросы о размере долей в праве на образованный земельный участок. Причем законодатель оставляет открытым вопрос, каким образом стороны должны договариваться, если один из объединяемых земельных участков принадлежит сторонам на праве совместной собственности, а другим — на праве общей долевой собственности. Представляется, что стороны должны договориться о принятии только одного из вариантов. Одновременная регистрация права совместной собственности одних сособственников и общей долевой собственности других противоречит, как кажется, ст. ст. 244 и 245 ГК.

Норма пункта 5 ст. 11.6 ЗК не допускает объединение земельных участков, принадлежащих нескольким лицам на ином праве, кроме права собственности. В то же самое время допускается объединение земельных участков, которые предоставлены одному лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования. Предполагается, что в этом конкретном случае не меняются субъект и объект правоотношений, не изменяется вид использования земельных участков, а также волеизъявление собственника (государственного органа или органа местного самоуправления), выраженное в постановлении при предоставлении земельных участков. Последнее не может быть изменено по желанию правообладателей указанных участков, поскольку они не являются собственниками земельных участков и, соответственно, не вправе распоряжаться данным имуществом по своему усмотрению (см. ст. ст. 264 — 269 ГК) <128>.
———————————
<128> Болтанова Е.С., Женетль С.З. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (к п. 5 ст. 11.6) // .

Правило п. 6 ст. 11.6 ЗК, допускающее объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не объединенным залогом, регулирует правовой аспект. Для этих целей в состав межевого плана включается документ-согласие залогодержателя, и этот же документ одновременно с решением или соглашением об объединении земельных участков является основанием для исключения из ЕГРП записи о залоге одного из объединяемых участков и о внесении новой — о залоге образованного земельного участка.

Другой комментарий к Ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет несколько основных правил и условий, которые должны соблюдаться при объединении земельных участков. Во-первых, объединить можно только смежные земельные участки, в результате чего будет образован один земельный участок. Во-вторых, юридический факт объединения земельных участков является основанием приобретения права собственности на объединенный земельный участок у собственника или сособственников земельных участков, которые были объединены в один участок. В-третьих, объединение земельных участков, которые используются на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, возможно только в том случае, если эти участки принадлежат одному лицу.

Статья 41 ГрК РФ предусматривает, что в случае, если по инициативе лиц, владеющих земельными участками, осуществляется объединение земельных участков в один земельный участок, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

Статья 11.6. Объединение земельных участков

СТ 11.6 ЗК РФ

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.

3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.

6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Комментарий к Статье 11.6 Земельного кодекса РФ

Действие положений статьи (в ред. Федерального закона от 8 марта 2021 г. N 48-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2021 г.

Комментируемая статья закрепляет общие положения об объединении земельных участков, которое заключается в образовании нового земельного участка путем слияния нескольких смежных земельных участков <1>, т.е. ситуации, обратной разделу или выделу земельных участков <2>. В результате объединения земельных участков их существование прекращается.
———————————
<1> Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.С. Болтанова, С.З. Женетль. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010.

<2> Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 25 октября 2021 г. N 136-ФЗ (постатейный) / Отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность объединения как земельных участков, принадлежащих разным лицам на праве собственности, так и земельных участков, принадлежащих нескольким лицам на праве общей собственности. В результате такого объединения у лиц, чьи земельные участки были объединены, возникает право общей собственности на образованный земельный участок.

Согласно п. 4 ст. 244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, комментируемые нормы ЗК РФ являются тем самым случаем, предусмотренным законом, когда допускается возникновение права общей собственности на имущество (на земельный участок, образуемый в результате объединения смежных земельных участков).

Правило, установленное в п. 5 комментируемой статьи, запрещает объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования. В целом это объясняется общим направлением развития земельного законодательства, заключающимся в стремлении законодателя завершить процесс переоформления права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Как отмечено в Концепции развития гражданского законодательства РФ <1>, подготовленной в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2021 г. N 2021 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» <2>, право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должны быть сохранены без установления какого-либо срока, на который они сохраняются, и без изменения их содержания. Однако такие права не должны возникать в будущем. Для постепенного исчезновения этих прав следует разработать механизмы, которые создадут стимулы для трансформации этих прав в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
———————————
<1> Вестник ВАС РФ
. 2009. N 11.

<2> СЗ РФ. 2008. N 29. Ст. 3482.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2021 г. в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ. В противном случае для указанных юридических лиц наступает ответственность, предусмотренная ст. 7.34 КоАП РФ.

Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, также подлежат переоформлению в собственность граждан по правилам, предусмотренным п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Учитывая ограниченный перечень специальных случаев, при которых допускается предоставление на праве безвозмездного пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.10 ЗК РФ), законодатель посчитал необходимым ввести запрет на объединение таких земельных участков.

В судебной практике также встречаются случаи, при которых арендатору земельного участка было отказано арендодателем в объединении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и такой отказ был признан судом обоснованным. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 8 октября 2021 г. N 3463/13 <1> в удовлетворении требований арендатора об объединении земельных участков, находящихся в государственной собственности, было отказано, так как обращение с таким требованием, по мнению суда, было направлено на обход состоявшихся торгов, поскольку образуемый участок не был предметом аукциона и на него не распространяется условие об определении арендной платы в сложившемся на торгах размере.
———————————
<1> Вестник ВАС РФ. 2014. N 2.

Объединение земельных участков

Объединение земельного участка  — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
  В соответствии с требованиями статьи 11.6 ЗК РФ допускается объединение только смежных земельных участков, в результате чего образуется один земельный участок, а существование таких смежных участков прекращается.
 При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок, а в случае, если исходные земельные участки принадлежат на праве собственности разным лицам, то у этих собственников возникает право общей собственности.
  Также возможно объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, но только если права на все соответствующие участки принадлежат одному лицу (пункт 5 статьи 11.6 ЗК РФ).
  Возможно объединение земельных участков и в случаях, когда один или несколько участков обременены залогом. В этом случае право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
 В то же время необходимо учитывать, что законом установлен ряд требований к объединяемым земельным участкам, которым они должны соответствовать (в противном случае их объединение невозможно), а именно:

  • объединяемые участки должны быть смежными;
  • границы исходных земельных участков должны быть установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • характерные точки исходных земельных участков должны быть определены с надлежащей нормативной точностью (если точность определения ниже допустимого значения, потребуется уточнение границ соответвующего земельного участка);
  • земельные участки должны относиться к одной категории земель (вид разрешенного использования может отличаться, так как для образованного участка он может быть выбран собственником);
  • земельные участки должны находиться в одном муниципальном образовании (населенном пункте);
  • участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования должны принадлежать одному правообладателю;
  • должна быть обеспечена возможность сохранения разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
  •  образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами1.

 Также необходимо учитывать, что образуемый земельный участок должен удовлетворять требованиям о предельных максимальных размерах земельных участков, установленных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
  Вместе с тем, в конкретном случае, могут быть и иные особенности, в связи с чем, если Вы задумались об объединении принадлежащих Вам земельных участков, в первую очередь рекомендуем обратиться за консультацией к нашим специалистам, которые учтут все Ваши пожелания с учетом требований действующих нормативных правовых актов.
  В любом случае, для реализации намерения объединить земельные участки необходимо проведение межевания, которое представляет собой целый комплекс работ, в том числе включающих выезд к Вам специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ образованного земельного участка временными межевыми знаками. Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».
   По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
 Пример межевого плана по объединению земельных участков (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.

 После выполнения кадастровых работ и формирования межевого плана необходимым этапом юридического оформления объединения земельных участков является постановка вновь образованного земельного участка на кадастровый учет2.
   При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
— внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном в результате объединения земельном участке будут носить временный характер3;
— сервитуты (как и иные обременения (ограничения) прав, за исключением возникших на основании договоров), установленные в отношении исходных земельных участков, сохраняются в отношении образуемого земельного участка в прежних границах;
— при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения.4
  В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)5 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки заказчика. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета образованного земельного участка.
  Окончательным юридическим закреплением объединения земельных участков следует считать государственную регистрацию прав на вновь образованный земельный участок, после получения информации о которой орган кадастрового учета присваивает сведениям в ГКН об исходных земельных участках статус «архивный».

   Специалисты  ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас объединение земельных участков любой сложности в Ростовской области6 и Республике Крым в оптимальные сроки.

__________________
1 Так, например в соответствии с пунктом 2.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ«О государственном кадастре недвижимости», одним из оснований принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении учета является не обеспечение доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута
2 Органом кадастрового учета в настоящее время является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», в филиале которой (в субъекте по месту нахождения земельного участка) и осуществляется кадастровый учет
3 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации
. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
4 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
5 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
6 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае,  Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: