Регистрация военнослужащих по месту жительства и месту пребывания

О регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу дислокации воинской части

Ваше обращение по вопросу регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу дислокации воинской части 44777-Б рассмотрено.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом пребывания гражданина признается жилое помещение, где он проживает временно. Местом жительства — помещение, где гражданин проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, место пребывания и место жительства во всех случаях предполагает проживание гражданина по конкретному адресу, а регистрация лишь отражает факт вселения гражданина в жилое помещение.

В этой связи рассматривать термин «регистрация» в отрыве от наличия у гражданина жилого помещения, по адресу которого будет осуществлена его регистрация, не следует.

Согласно части второй статьи 3 названного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, в том числе на трудоустройство, медицинскую помощь и т.д.

В соответствии с пунктом третьим статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития». Данная норма указывает на обязанность руководства воинской части предоставить военнослужащим конкретное жилое помещение, в том числе на территории воинской части.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положение пункта второго постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2021 года N 4-П регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и отражает факт проживания гражданина в жилом помещении.

Регистрация по месту жительства (пребывания) на территории воинской части может быть оформлена указанной категории граждан при предоставлении документов о вселении их в жилое помещение для постоянного или временного проживания, расположенного в том числе на территории воинской части.

Заместитель директора
А.Г.Леденев

Вместе с тем массовые обращения военнослужащих, проходящих службу в городе Москве, за консультациями в отдел военного законодательства (ВВС) по вопросу регистрации по месту жительства (пребывания) по адресам воинских частей побудили меня обратиться за защитой прав военнослужащих к министру юстиции Российской Федерации Ю.Я.Чайке, так как в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2021 года N 1313, именно одной из основных задач данного министерства является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Министру юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.Чайке

13 марта 2021 года я обратился в Главное управление Министерства юстиции по городу Москве с требованием о проверке соответствия п.2.3 постановления правительства Москвы и правительства Московской области от 30 марта 2021 года N 241-28 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области» в части регистрации военнослужащих действующему законодательству.

В результате проведения юридической экспертизы вышеуказанное постановление в части регистрации по месту пребывания военнослужащих, назначенных в установленном порядке для прохождения службы в Москву и Московскую область (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву), а также членов их семей признано не соответствующим федеральному законодательству (исх. N 1-5/3373-03 от 13.03.2003). Вышеназванный нормативный правовой акт признан утратившим силу в городе Москве постановлением правительства Москвы от 6 апреля 2021 года N 189-ПП, в Московской области — постановлением правительства Московской области от 19 апреля 2021 года N 229/15.

Несмотря на это, в постановлении правительства Москвы от 6 апреля 2021 года N 189-ПП «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве» вновь определена норма, касающаяся регистрации военнослужащих по месту пребывания, противоречащая федеральному законодательству (п.2.3, абз.3). Данная норма противоречит Федеральному закону «О статусе военнослужащих» и приводит к ущемлению прав и законных интересов указанной категории граждан и членов их семей.

В целях приведения законодательных актов г.Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством, социальной защиты военнослужащих и членов их семей я обратился с заявлением в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу с просьбой провести юридическую экспертизу вышеназванного нормативного правового акта в части регистрации военнослужащих и вновь принять меры, в пределах своей компетенции, по приведению нормативного правового акта города Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством.

Однако в ответе за N 4-4/3311 от 28.08.2005 мое обращение оставлено без удовлетворения, так как, по мнению руководителя Главного управления Б.П.Маркова, оспариваемая мной норма находится в полном соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713.

Вместе с тем нормы гражданского законодательства могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Данная норма включена законодателем в целях социальной защиты военнослужащих и реализации ими всех прав и гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством (участие в выборах, медицинское обеспечение, налоговый учет и др.).

Исходя из вышеизложенного прихожу к выводу о том, что мое обращение по вопросу соответствия вышеназванного нормативного правового акта города Москвы в части регистрации военнослужащих рассмотрено не в полном объеме, должностными лицами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу неправильно истолкован закон и не дана правовая оценка соответствия постановления правительства города Москвы Федеральному закону «О статусе военнослужащих».

В целях социальной защиты военнослужащих и членов их семей убедительно прошу вас провести правовую экспертизу вышеназванного постановления правительства города Москвы в части регистрации военнослужащих и принять меры, в пределах Вашей компетенции, по приведению нормативного правового акта города Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством.

Приложение: копия ответа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 15.08.2005 только в 1 адрес.

Подполковник юстиции
П.И.Гаврюшенко

1 декабря 2021 года мной получен ответ из Министерства юстиции Российской Федерации от 28.10.2005 N 01-3215 за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции М.В.Контарева.

Текст документа сверен по:

«Право в Вооруженных Силах»,
N 3, 2021 год

3 Сентябрь 2021

Регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и ее юридическое значение

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства — это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г
. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации — наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие — прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни «бесквартирные» военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие «бесквартирные» не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают «натягивать» свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в «бумажных» бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация «при части» неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Возможно, проблема регистрации военнослужащих по адресам воинских частей может усугубиться тем, что с 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми заявление на регистрацию по месту жительства и иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Автор настоящей статьи предлагает открыть дискуссию по теме осуществления регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и приглашает других авторов высказать свои мнения по этой проблеме и поделиться опытом разрешения споров об отказе военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресам воинских частей.

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

«Право в Вооруженных Силах», N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е
. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Другие новости и статьи

« Сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях

Проблемы национального единства и международных отношений »

Запись создана: Понедельник, 3 Сентябрь 2021 в 13:30 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: военнослужащий, право, ркгистрация

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

ПРОПИСКА — КАК ОФОРМИТЬ

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации находятся в очень сложной ситуации: с одной стороны происходит реформирование армии, её профессионализация, сокращение, или как любят сегодня выражаться чиновники – оптимизация численности, с другой – перевооружение, увеличение финансирования, другие мероприятия, которые имеют и будут иметь важнейшее значение для настоящего и будущего нашей страны. (Положительное или отрицательное – сегодня однозначно сказать нельзя, покажет только время), но за всем этим стоят судьбы миллионов людей: военнослужащих, лиц гражданского персонала воинских частей, военных пенсионеров и членов их семей, иных связанных с армией людей.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей представляет собой одну из основных составляющих правового статуса военнослужащих, обеспечение реализации которого является важнейшей функцией государства. К сожалению, на деле указанное положение, которое должно определять и обуславливать деятельность уполномоченных органов, нередко не только не соблюдается, но, зачастую, просто попирается отдельными должностными лицами, что только усугубляет и без того сложную ситуацию в области социальной защиты военнослужащих.

Как показывает практика, именно нарушение прав и свобод военнослужащих является наиболее частой причиной возникновения конфликтов между военнослужащими и командованием воинских частей. Хотя, с другой стороны, все большее распространение среди военнослужащих получает и такое явление как «экстремизм права» – злоупотребление предоставленными им правами в ущерб государству в целях получения какой-либо выгоды, что зачастую проявляется в жилищном и денежном обеспечении.

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части является на сегодняшний день одной из важнейших составляющих системы социальных гарантий военнослужащих, направленной на создание необходимых условий для реализации предоставленных им прав и свобод, как лицам, не обеспеченным государством жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

С начала 90-х, когда институт пресловутой прописки канул в лету, в жизни всех россиян появилась регистрация (2 вида):

– по месту жительства (постоянная)

– по месту пребывания (временная)

К сожалению, до сих пор наша страна и весь её чиновничий аппарат не забыли значения прописки для граждан и полностью перенесли его на регистрацию. Ни наличие соответствующих положений Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающих уведомительный порядок регистрации и отсутствие зависимости реализации гражданами прав и свобод от наличия у них постоянной регистрации, ни неоднократные судебные акты высших инстанций о разъяснении сущности регистрации до сих пор не могут пробить брешь в укоренившемся в чиновничьем сознании неправильном понимании. Поэтому на сегодняшний день регистрация для нашего гражданина – это больше, чем просто уведомление государства о месте своего жительства или пребывания, зачастую – это пропуск в ряды своих, местных, которые и социально защищены и обеспечены в отличие от лиц, не имеющих регистрации. Исключение не составляют и военнослужащие.

Не вдаваясь в подробности и общий порядок регистрации граждан, необходимо отметить, что любая регистрация осуществляется по конкретному адресу жилого помещения.

Тяжёлые 90-е годы 20 века не обошли стороной и Вооружённые Силы, обеспечение военнослужащих положенными видами довольствия полностью практически не осуществлялось, либо происходило с большими задержками, особенно это отразилось на жилищном обеспечении. Проблемы тех лет мы пытаемся решать и поныне – до сих пор более 130 тыс. семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ждут положенные им квартиры.

В связи с имеющимися проблемами в жилищном обеспечении военнослужащих и необходимостью предоставления им возможности реализовывать права и свободы, законодателем в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» была введена норма, предоставляющая военнослужащим и членам их семей право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Данная регистрация практически ничем не отличается от обычной постоянной регистрации, за исключением ряда условий её предоставления и формального срока действия – до получения военнослужащими служебного жилого помещения или жилья для постоянного проживания.

Одной из важнейших проблем в части реализации военнослужащими права на регистрацию является то, что ни один правовой акт не определяет порядок регистрации военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части с момента подачи им рапорта до получения паспорта с проставленным в нём соответствующим штампом. А подводные камни могут встретиться на любом этапе этого пути.

Ввиду того, что форма рапорта, который должен подать военнослужащий, выражая тем самым просьбу о его регистрации по месту жительства по адресу воинской части, является произвольной (то есть пишут, кто во что горазд), значительная часть из указанных рапортов командирами воинских частей может не исполняться по формальным признакам.

Анализ указанных рапортов показывает, что большая часть военнослужащих обращается к командиру воинской части с просьбой «зарегистрировать по месту жительства по адресу воинской части», при этом практически ни у кого не возникает даже тени сомнения в правильности выбранной формулировки. Вместе с тем командир воинской части не является органом регистрационного учёта и в его компетенцию не входит осуществление регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

В целях избегания неточностей в формулировках, которые могут привести к отказу в удовлетворении требований военнослужащего, в соответствующем рапорте необходимо излагать конкретную, чётко выраженную просьбу, выполнение которой входило бы в полномочия командира воинской части.

Командиру войсковой части 12345

полковнику А.А. Петрову

Рапорт

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошу Вашего решения об оформлении необходимых документов для регистрации меня, майора Иванова Т.В., начальника вещевой службы, по месту жительства по адресу войсковой части 12345 (г. Санкт-Петербург, ул. Садовническая, д. 24) и направлении их в орган регистрационного учёта.

Жилым помещением в месте прохождения военной службы (г. Санкт-Петербург) не обеспечен.

Начальник вещевой службы войсковой части 12345

майор

Т.Иванов

дата

Необходимо отметить, что законодатель, создавая институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части, опираясь на уже существовавший институт регистрации по месту жительства, его нормативно-правовую базу, а также на практику её правоприменения, не осуществил важнейшее в данном случае мероприятие – согласование и приведение в соответствии с федеральным законодательством (в частности с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, отсутствие которого породило длительную и никому не нужную историю борьбы военнослужащих за реализацию их права и права членов их семей на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

При этом если вышеуказанная проблема в настоящее время в своём большинстве сошла на нет, чему значительно способствовала как обширная судебная практика, так и результативное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, то проблемы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части технико-юридического характера остаются актуальными и по сей день.

Одним из документов, предоставляемых при регистрации по месту жительства по адресу воинской части является заявление о регистрации по месту жительства. При этом нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не содержат каких-либо особенностей оформления необходимых документов при осуществлении указанной регистрации. Так, в приложении № 6 (заявление о регистрации по месту жительства) к Инструкции предусмотрены следующие графы: «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение». Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Иными словами, указанная регистрация военнослужащих и членов их семей должна осуществляться без предоставления жилых помещений.

Данный вывод подтверждает и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. № 713, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Необходимо выделить как специфический характер, так и особые основания получения регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, закреплённые в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и обусловленные правовым статусом военнослужащих. К сожалению, ни указанные нормативные правовые акты, ни правоприменительная практика не пошли по пути совершенствования законодательства путём разрешения коллизионной ситуации.

Так, исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что при регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, отсутствуют как фактические, так и правовые основания для заполнения граф «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение», что, в противном случае, приводит к предоставлению уполномоченным должностным лицом воинской части (вплоть до настоящего времени данным должностным лицом, как правило, являлся командир воинской части) сведений, не соответствующих действительности.

В то же время необходимо принять во внимание и позицию Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, выраженную в Определении от 30 октября 2021 года № КАС 03-489 «из анализа содержания форм, утверждённых приказом МВД России 2021 года № 393 (в том числе Форма № 6. Заявление о регистрации по месту жительства) следует, что оспариваемая подпись (подпись лица, предоставившего жилое помещении, заверенная должностным лицом) требуется лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилом помещении, предоставленном регистрируемому другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.)».

Таким образом, при указанных обстоятельствах, вставая на сторону военнослужащих и членов их семей в реализации их права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, нельзя оставлять без внимания и позицию командиров воинских частей, которые, оставаясь заложниками существующей ситуации, тем не менее, вынуждены идти на нарушение важнейших принципов права – законности и достоверности предоставляемых сведений.

В целях разрешения создавшейся ситуации был сделан запрос в Федеральную миграционную службу России о разъяснении порядка реализации положений Инструкции применительно к регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей по вышеуказанным основаниям.

В ответе на указанный запрос (исх. № МС-1/10-6680 от 18 апреля 2021 года) заместитель директора Федеральной миграционной службы указал:

«Общие принципы регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с данной статьёй постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 23 указанных Правил установлено, что регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).

В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов, устанавливаются МВД России.

Из анализа содержания форм, прилагаемых к Инструкции, следует, что указание Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись, требуются лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилое помещение, предоставленное другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.).

Таким образом, в приложении № 6 утверждена общая форма заявления, применяемая с учётом особенностей оснований, по которым лицо вселено в жилое помещение».

Как видно из вышеприведённых положений, данное разъяснение не содержало как чёткой позиции уполномоченного органа в моделируемой ситуации, так и объективного ответа на поставленные вопросы, что не позволило однозначно разрешить создавшуюся ситуацию.

В ответе на повторный запрос (исх. № МС-2/10-11883 от 26 июня 2021 года) начальник управления паспортной работы и регистрационного учёта населения Федеральной миграционной службы России указал:

«В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Статьёй 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Форма заявления о регистрации по месту жительства (форма № 6) установлена приказом МВД России от 23 октября 2021 года № 393, внесение каких-либо произвольных изменений и дополнений в данную форму не предусмотрено.

Исходя из общих начал и смысла регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и требований добросовестности и разумности, полагаем возможным при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части в графе «на основании» указывать п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», графу «жилое помещение предоставлено» не заполнять, в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» проставить подпись лица, ответственного за регистрацию, и печать, а слова «предоставившего жилое помещение» зачеркнуть».

Форма № 6

Таким образом, уполномоченным должностным лицом Федеральной миграционной службы России были даны конкретные и исчерпывающие разъяснения о порядке оформления и заполнения заявления о регистрации по месту жительства в случае указанной регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. Данные положения разрешают ряд имевшихся юридико-технических проблем в части предоставления командирами воинских частей недостоверных сведений в процессе оформления заявления о регистрации по месту жительства, что в целом будет только способствовать реализации соответствующего права военнослужащих и членов их семей.

Условия регистрации военнослужащих по месту пребывания

После того, как военнослужащий гражданин прибывает на территорию другого города в служебных или каких-либо других целях, ему нужно в обязательном порядке зарегистрироваться.

Не стоит забывать о том, что стать на учет нужно не только в миграционной службе, но, помимо этого, также нужно будет подать обращение в военкомат, в связи с чем многие интересуются, в какой именно орган стоит обращаться первым.

В связи с этим многим мужчинам будет полезно узнать о том, как осуществляется регистрация военнослужащих по месту пребывания и с какими особенностями данной процедуры стоит ознакомиться заранее.

Что указано в законе

В соответствии со статьей 27 действующей Конституции каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на абсолютно свободное перемещение и выбор места проживания. Нормы статьи 1 Закона №5242-1 указывают на то, что возможность ограничения указанного права предусматривается только на основании данного нормативного акта.

Военнослужащие относятся к особой категории государственных служащих, на плечах которых лечит достаточно важная государственная функция, связанная с обеспечением вооруженной защиты страны, но при этом в соответствии с данным статусом на них накладываются определенные ограничения, связанные со свободой передвижения, а также выбором места пребывания или проживания.

Причина заключается в том, что место проживания таких граждан устанавливается в соответствии с интересами обороны России, и непосредственно зависит от того, где они должны проходить военную службу.

Особенности процедуры

Уполномоченные лица, несущие ответственность за оформление регистрации, а также физические и юридические лица, которые предоставляют гражданам свою недвижимость для проживания, должны на протяжении трех дней с момента обращения переселенца отправить все необходимые документы в территориальный орган регистрационного учета.

Последний, в свою очередь, должен на протяжении трех дней с момента принятия бумаг зарегистрировать заинтересованное лицо по его месту проживания, а также поставить в его паспорт соответствующую отметку, подтверждающую факт регистрации по месту жительства. Граждане, которые вместо паспорта подают какие-либо другие бумаги, удостоверяющие личность, в конечном итоге должны получить свидетельство о регистрации.

При этом стоит отметить тот факт, что если данная процедура осуществляется по отношению к военнообязанному, то в таком случае уполномоченные сотрудники миграционного органа должны в обязательном порядке поставить соответствующую отметку, подтверждающую наличие данного статуса у заинтересованного лица.

Регистрация граждан, которые были уволены в запас после того, как прошли призывную службу, должна осуществляться точно так же, как и в отношении военнослужащих. Оформление листков статистического учета, а также их отрывных талонов осуществляется только в том случае, если они собираются проживать на территории населенных пунктов, в которых не проживали до момента призыва.

Регистрация военнообязанных, входящих в перечень офицеров запаса Службы безопасности, должна проводиться только в том случае, если в их воинских документах присутствуют соответствующие отметки, подтверждающие факт их приема на особый учет. Если в дальнейшем они собираются поменять свое место жительства в пределах обслуживания обслуживающих их органов Службы безопасности, процедура оформления регистрации проводится по предоставлению справок соответствующих органов, подтверждающих внесение корректировок в учет изменений.

Сам по себе порядок регистрации для таких лиц практически такой же, как и в случае оформления рядового гражданина России. Главная особенность заключается в том, что процедура оформления их прописки осуществляется только в том случае, если они предоставляют соответствующий отпускной билет или же командировочное удостоверение. Если место пребывания военнослужащего находится более, чем в 10 км от места прохождения службы, то в таком случае он может зарегистрироваться в органах местного самоуправления.

При постановке или снятии с учета на предоставленном отпускном билете или же командировочном удостоверении в обязательном порядке должна быть оставлена соответствующая отметка.

Военнослужащие, имеющие звание генерала или полковника, могут сообщить о факте своего убытия или прибытия уполномоченному военному коменданту или комиссару дистанционно, в то время как отпускной билет или же соответствующее командировочное удостоверение могут отправить с нарочным.

Образец заявления о временной прописке

Порядок осуществления регистрации военнослужащих по месту пребывания

После того, как военнослужащий прибывает на место проживания, ему нужно на протяжении недели с момента прибытия на новое место проживания предоставить в регистрационную службу следующий перечень бумаг:

  • гражданский паспорт;
  • военный билет или соответствующее удостоверение гражданина, который может призываться на военную службу;
  • заявление на оформление регистрации;
  • документ, на основании которого гражданин собирается заселиться в жилую недвижимость.

Тем гражданам, которые ранее снялись с регистрационного учета по предыдущему месту жительства, помимо указанных выше документов, должны предоставить также предоставленный им адресный листок убытия. После принятия документов уполномоченные сотрудники регистрационного органа должны на протяжении ближайшей недели рассмотреть их и предоставить свидетельство или же поставить соответствующий штамп в паспорт.

Оговорки насчет воинской части

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих», те лица, которые проходят службу по контракту, а также вся их семья после прибытия на новое место, где гражданин будет проходить военную службу, должны будут зарегистрироваться по месту проживания, включая оформление по адресу воинской части при поступлении соответствующей просьбы.

Для этого им нужно будет подать соответствующее обращение командиру данной части, причем форма данного обращения на сегодняшний день не установлена, в связи с чем его можно заполнять в произвольном виде.

Возможные проблемы

В первую очередь, военнообязанные достаточно часто сталкиваются с различными проблемами, связанными с отказом в оформлении регистрации на территории воинской части по той причине, что у них есть определенное место жительства. На практике же действующее законодательство не рассматривает наличие какого-либо жилого помещения в качестве препятствия для того, чтобы зарегистрировать данного гражданина вместе с членами его семьи на территории воинской части.

Еще одним проблемным вопросом достаточно часто является вопрос о том, на какой срок может оформляться данная прописка.

На самом деле в законе прямо говорится о том, что до того, как человек получит жилое помещение в соответствии с установленными нормами, он может регистрироваться на территории воинской части, но на самом деле данная формулировка не может рассматриваться как основание для того, чтобы инициировать административного снятия гражданина с регистрационного учета, если он будет против такого решения.

Случаи отказа

Одной из распространенных причин отказа военнослужащим в оформлении регистрации по адресу воинской части является то, что у него присутствует доля в праве собственности на какое-либо жилье, которое может находиться даже на территории другого региона России.

Такое основание отказа является абсолютно необоснованным и незаконным, так как данное право не предоставляется только тем военнослужащим, у которых есть жилье на территории населенного пункта, в котором они проходят военную службу.

Более сложным является ситуация, когда отказывают от оформления регистрации на основании того, что военнослужащий преднамеренно ухудшил свои жилищные условия. Такой отказ может быть обусловленным только в том случае, если у военнослужащего изначально отсутствовало право на обеспечение каким-либо жилым служебным помещением, так как этот факт является препятствием для реализации права на оформление регистрации.

При этом данное основание для отказа может рассматриваться только в том случае, если ранее указанному лицу было предоставлено жилье помещение в соответствии с договором социального найма.

Сколько дней делается регистрация по месту пребывания — если все документы поданы правильно, то процедура займет от трех до семи дней.

Есть ли штраф за отсутствие регистрации по месту пребывания — читайте в нашей статье.

Как проходит регистрация иностранного гражданина по месту пребывания и какие нужны документы — узнайте больше из публикации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: