Статья 57 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Тема 7. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

В.Т. Батычко
Жилищное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

7.6. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Статья 57 ЖК РФ ввела новые правила предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Как и ранее, жилые помещения предоставляются, по общему правилу, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57). Таким образом, был сохранён принцип, установленный ст. 33 ЖК РСФСР о том, что граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт для улучшения жилищных условий.

Из указанного выше общего правила предусмотрены исключения — вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Подобные основания внеочередного предоставления жилья содержались и в ЖК РСФСР 2021 г. (ст. 36, 37). Кроме того, ранее предусматривалась также возможность внеочередного предоставления жилых помещений, в частности лицам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, а также другим категориям граждан, упомянутым в ст. 37 ЖК РСФСР 2021 г.

Новые принципы предоставления социального жилья не в лучшую сторону отличают Жилищный кодекс РФ от ЖК РСФСР 2021 г., который предусматривал также возможность не только внеочередного, но и первоочередного предоставления жилья (ст. 33, 36, 37). В первую очередь жилые помещения по прежнему законодательству предоставлялись инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным особо почетными государственными наградами, лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите Родины, инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих, матерям-героиням, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов, спасателям и многим другим категориям граждан, указанным в ст. 36 ЖК РСФСР 2021 г. Жилищным кодексом РФ такая возможность не предусмотрена.

При этом уместно отметить, что Президентом РФ 29.12.2004 г. был подписан ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований». Указанным Федеральным законом установлено, в частности, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и некоторые другие категории граждан, вставшие на учет после 1.01.2005 г., «обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации» (ст. 2). Аналогичное правило установлено также в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст. 5).

Итак, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1)  гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2)  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы;

3)  гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В свою очередь, договор социального найма теперь фактически служит основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение. Это является новеллой, поскольку по ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (см. ст. 47 ЖК РСФСР 2021 г., ст. 13, 21 Основ).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ, т.е. если в коммунальной квартире нет граждан, которые могли бы претендовать на освободившееся жилое помещение в такой квартире в порядке очередности, о которой говорилось выше, то освободившееся помещение предоставляется по договору социального найма не проживающим в данной квартире гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по правилам ст. 52 Жилищного кодекса РФ.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленным законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, устанавливается законодательством субъектов РФ.  

Областным законом Ростовской области от 7 октября 2021 г. № 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет:

—  33 квадратных метра общей площади жилого помещения — для одиноко проживающих граждан;

—  42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из 2 человек;

—  18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

В исключительных случаях общая площадь предоставляемого жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов, при условии отсутствия подходящего по метражу жилья в связи с проектным решением, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1 ст. 58 ЖК РФ). По сравнению со ст. 41 ЖК РСФСР 2021 г. данное положение претерпело изменения: ЖК РСФСР 2021 г. вообще запрещал заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

Статья 59 ЖК РФ статья определяет своеобразную очередность требований, касающихся улучшения жилищных условий, которые могут быть предъявлены лицами, проживающими в коммунальной квартире, в которой по тем или иным причинам освободилось жилое помещение (изолированная комната или несколько комнат). При этом ч. 1 и 2 ст. 59 ЖК РФ исходят из необходимости предоставления такого освободившегося жилого помещения, прежде всего, наименее социально защищенным гражданам.

В первую очередь подлежат удовлетворению требования тех претендентов на освободившуюся жилую площадь, которые на дату освобождения соответствующего жилого помещения фактически признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (об этом см. ст. 49, 51 ЖК РФ). Обратим внимание, что в данном случае речь идет не о любых категориях граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным законодательством, а лишь о тех лицах, которые одновременно признаны малоимущими. В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Указанным гражданам освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире предоставляется по договору социального найма.

Во вторую очередь (если в коммунальной квартире нет граждан, которым освободившееся жилое помещение предоставляется в первую очередь) соответствующее жилое помещение предоставляется гражданам, которые фактически не признаны, но могут быть признаны малоимущими по основаниям и в порядке, установленным законодательством, при обязательном условии, что на одного члена семьи таких граждан приходится меньший размер общей площади жилого помещения, чем норма предоставления жилой площади, установленная в данной местности. Претендентам второй очереди, обратившимся с соответствующим заявлением, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма.

В третью очередь (если в коммунальной квартире нет граждан, которым освободившееся жилое помещение предоставляется в первую и во вторую очереди) указанное жилое помещение может быть продано гражданам, на одного члена семьи которых приходится меньший размер общей площади жилого помещения, чем установленная в данной местности норма предоставления. Для этого случая Кодекс не требует, чтобы покупатель по договору купли-продажи жилого помещения был признан малоимущим и (или) нуждающимся в жилом помещении. Необходимо только заявление, выражающее намерение потенциального покупателя приобрести освободившееся жилое помещение на основании возмездного договора.

Если в коммунальной квартире нет граждан, которые могли бы претендовать на освободившееся жилое помещение в такой квартире в порядке очередности, о которой говорилось выше, то освободившееся помещение предоставляется по договору социального найма не проживающим в данной квартире гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по правилам ст. 52 ЖК РФ.

Статья 57 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

1. Рассматривая достаточно лаконичное правило, включенное в ч. 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.

Граждане, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете. Точно так же вне зависимости от того, состоят ли граждане на учете, может производиться предоставление жилых помещений, освободившихся в коммунальной квартире (ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК).

Во-вторых, жилые помещения предоставляются в порядке очередности. Очередность определяется временем принятия граждан на учет и, соответственно, временем включения их в списки нуждающихся в жилье.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения (органом местного самоуправления или, в соответствующем случае, иным субъектом) (см. п. 3 комментария к ст. 52 ЖК).

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность следует определять по датам подачи ими заявлений с необходимыми документами.

В-третьих, все граждане, принятые на учет, включаются в единый список. Если гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, оно не предоставляется немедленно после обращения, то они должны включаться в указанный единый список и одновременно в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

2. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 4 ст. 15 ЖК и соответствующий комментарий). Но одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди. Как указано в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит».

При применении названного правила возможны два варианта развития социальных связей. В одних случаях для того, чтобы принять решение о необходимости внеочередного предоставления жилья в социальный наем, достаточно констатации факта непригодности жилого помещения для проживания. Например, если выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, то вряд ли уместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Гражданам, проживающим в таком жилье, должно предоставляться другое жилье вне очереди (немедленно). Точно так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено, и т.д.

По-видимому, можно утверждать, что в таких случаях существует объективная необходимость внеочередного предоставления жилья в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов жилища либо экономической (или иной) нецелесообразностью работ по их устранению.

В других случаях, когда жилье признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится.

3. Дети считаются оставшимися без родительского попечения <1> в случаях:

———————————

<1> В законодательстве, в том числе в жилищном (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; ранее — ст. 37 ЖК РСФСР), традиционно говорится о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, хотя, конечно же, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» является родовым, которым охватывается в том числе и понятие «дети-сироты».

— смерти родителей;

— лишения их родительских прав;

— ограничения их в родительских правах;

— признания родителей недееспособными;

— болезни родителей;

— длительного отсутствия родителей;

— уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— отсутствия родительского попечения по иным причинам (ст. 121 СК; см. также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <1>).

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются <1> под опеку (попечительство) в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

———————————

<1> Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление или удочерение (ст. 124 СК). В этом случае дети не приобретают право на внеочередное получение жилья.

Над несовершеннолетними устанавливаются опека или попечительство, когда они остались без родительского попечения, для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также для их воспитания. Опека устанавливается над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка или детей на воспитание) (ст. ст. 152 — 153.2 СК).

Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются образовательные организации, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; организации социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и т.д.

Основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются следующие юридические факты:

— окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях;

— прекращение опеки (попечительства);

— окончание службы в Вооруженных Силах РФ;

— освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

4. Многие десятилетия единственным основанием для вселения в жилое помещение был ордер (см., например, ст. 47 ЖК РСФСР). Принято считать, что ордер является пережитком административно-командной системы и потому ему не нашлось места в действующем ЖК РФ.

Жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. К сожалению, характеристика таких решений в ЖК РФ свелась к следующему:

— они выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия;

— в них должен устанавливаться срок, в течение которого с гражданином заключается договор социального найма.

Как представляется, в связи с отказом от ордера и столь краткой характеристикой решения о предоставлении жилья стала невозможной унификация. В различных муниципальных образованиях будут самые разные решения о предоставлении жилых помещений. В одних решениях будет назван гражданин, которому предоставляется жилье, и указано место нахождения (адрес) жилого помещения. В других решениях, кроме того, обозначена площадь предоставляемого жилого помещения, может быть, будет указание о количестве комнат в предоставляемом помещении, перечисление членов семьи гражданина и т.д. и т.п.

Как известно, порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 13, ч. 7 ст. 52 ЖК).

Думается, этим же законом следует определять то, каким требованиям должно отвечать решение о предоставлении жилого помещения. В нем должны содержаться данные, характеризующие предоставляемое жилое помещение (жилой дом, квартира, комнаты, общая площадь, место нахождения (адрес)), а также назван будущий наниматель по договору социального найма и члены его семьи и т.д.

Хотя об этом умалчивается в комментируемой статье, следует помнить, что во многих случаях решения о предоставлении жилья будут принимать не органы местного самоуправления, а иные уполномоченные органы. Речь идет об обеспечении жильем иных указанных в законе граждан (не малоимущих). Соответствующими федеральными законами или законами субъектов Федерации может устанавливаться иной порядок предоставления жилья (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК).

Решение о предоставлении жилья и заключенный на его основании договор социального найма могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2021 г. (п. 23) разъяснено, что при рассмотрении таких дел следует применять по аналогии правила ст. 168 ГК РФ о несоответствии сделки закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающего трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК; абз. 5 ст. 12, п. 2 ст. 166 ГК), а также прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им, исходя из конкретных обстоятельств дела, может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК).

5. В ч. ч. 5 — 9 комментируемой статьи (а также в ст. 58 ЖК) названы требования, которым должно отвечать предоставляемое жилое помещение.

Во-первых, жилое помещение предоставляется по месту жительства граждан (в черте соответствующего населенного пункта) (см. п. 4 комментария к ст. 52 ЖК).

Существуют исключения из этого правила. Если гражданин может встать на учет не по месту жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК), то ему и предоставляется жилье не в том населенном пункте, в котором гражданин проживает, но в том, где он состоял на учете. Жилье может предоставляться в другом населенном пункте (с согласия граждан) при внеочередном обеспечении жилыми помещениями граждан, лишившихся своего жилья в результате стихийного бедствия. Как представляется, в случае, когда муниципальное образование объединяет несколько населенных пунктов, с согласия гражданина (а может быть, по его просьбе) ему может быть предоставлено жилое помещение в одном из населенных пунктов, входящих в данное муниципальное образование. Категорическое указание, включенное в ч. 5 комментируемой статьи, адресовано органам местного самоуправления в целях защиты прав граждан. По воле граждан от этого указания могут быть отступления.

Во-вторых, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры (жилого дома) на семью. Отступление от принципа посемейного заселения квартир допускается только для случаев заселения освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах, да и то далеко не всегда (см. ст. 59 ЖК и комментарий к ней).

В-третьих, минимальный размер предоставляемого жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления и числа членов семьи. Если, предположим, норма предоставления составляет 18 кв. м, а семья состоит из трех человек, то предоставляемое жилое помещение должно быть не менее 54 (18 x 3) кв. м общей площади. Из этого правила также сделаны исключения. Если, допустим, кому-либо из членов семьи принадлежит квартира на праве собственности общей площадью 32 кв. м, то в приведенном примере граждане могут получить жилое помещение площадью не менее 22 (54 — 32) кв. м (ч. 7 комментируемой статьи). Кроме того, законодательством субъектов Российской Федерации должно устанавливаться, как определяется размер предоставляемого жилья, если в определенный период времени (не менее пяти лет), предшествовавший решению о предоставлении жилого помещения, гражданин совершил действия по отчуждению принадлежавшего ему жилья либо повлекших уменьшение размера занимаемого жилого помещения. Законодательством субъекта Федерации может быть установлено примерно следующее:

1) перечень действий, которые следует учитывать при определении общей площади предоставляемого жилого помещения (отчуждение жилья по договорам купли-продажи, дарения, мены и др.; осуществление перепланировки, результатом которой стало в том числе уменьшение размера жилого помещения).

Следуя «букве закона» (ч. 8 ст. 57 ЖК), к числу таких действий не может быть отнесено вселение новых членов семьи в занимаемое жилое помещение, а также умышленное уничтожение (снос) пригодного для проживания жилого помещения (хотя, учитывая «генетическую» связь правила, предусмотренного ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, с нормой, установленной в ст. 53 Кодекса, можно констатировать, что при конструировании комментируемой нормы предполагалась необходимость учета и таких (и подобных им) действий);

2) срок, предшествующий предоставлению жилья, с тем, что действия, приведшие к уменьшению занимаемого жилого помещения или его отчуждению, совершенные в этот период, учитывались при определении размера предоставляемого жилого помещения. Этот срок не может быть менее пяти лет;

3) порядок того, как учитывается факт совершения указанных действий в названный срок. Например, может быть установлено, что в случае отчуждения жилого помещения в определенный период времени, предшествующий предоставлению жилья, размер предоставляемого жилого помещения, рассчитанный по общим правилам, уменьшается на число квадратных метров, равное площади отчужденного жилья. Предположим, на учете состоит семья из пяти человек; норма предоставления в данном муниципальном образовании составляет 18 кв. м общей площади на одного человека. Значит, такой семье должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 90 (18 x 5) кв. м. Но, учитывая, что за два года до принятия решения о предоставлении жилья один из членов семьи продал принадлежавшую ему квартиру площадью 35 кв. м, размер предоставляемого жилого помещения составит 55 (90 — 35) кв. м.

Такие правила введены в ЖК РФ с целью не допустить того, чтобы граждане своими действиями создавали условия, при которых им предоставлялось бы больше жилья, чем требуется в действительности. Как представляется, соответствующие нормы сформулированы излишне категорично. Нормы императивные, которые, с одной стороны, не могут быть изменены другим актом, в том числе законодательством субъекта Российской Федерации при реализации полномочия, предусмотренного ч. 9 комментируемой статьи, с другой стороны, не позволяют учесть конкретные обстоятельства. Применение этих норм, несомненно, породит социально-политические и юридические проблемы. Так, нуждающимся в жилых помещениях может быть предоставлено жилье меньше, чем по норме предоставления. Отсюда вопрос: они по-прежнему остаются нуждающимися? Следуя логике, граждане, получившие жилые помещения в социальный наем, снимаются с учета (ст. 55 ЖК), но в данном случае они вновь могут встать на учет. В чем же смысл предоставления жилья, если граждане по-прежнему остаются нуждающимися в жилых помещениях? (О максимальном размере предоставляемого жилого помещения см. ч. 2 ст. 58 ЖК и соответствующий комментарий.)

Предоставление жилья по договорам соцнайма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Предоставление жилья по договорам соцнайма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся

Предоставление жилья подразумевает соблюдение очередности.

Российская Федерация основной упор в своей политике делает на социальную защиту граждан, а в большей степени, неимущих слоев населения. Именно поэтому обмен и предоставление жилплощади по договору соцнайма является одной из самых назревших тем для разъяснения в юридической литературе, посвященной жилищным проблемам. Кроме того, дилемма о том, как оформить договор социального найма на обмен или выдел недвижимости и как составить заявление для постановки на учет, занимает умы и простых граждан, имеющих нужду в улучшении условий своей жизни.

Договор социального найма

Договор социального найма жилого помещения является одной из самых злободневных тем для разговоров на сегодняшний день. Это связано с тем, что многие граждане пользуются недвижимым имуществом именно на подобных положениях. Договор социального найма жилого помещения заключается в том, что он координирует правоотношения, возникающие между наймодателем и нанимателем на определенный временной срок.

В большинстве случаев по данному критерию выделяется жилье для пользования малоимущим гражданам из жилищного фонда муниципалитетов или федеральной собственности. Отсюда следует умозаключение о том, что договор социального найма осуществляется между государством (или муниципалитетом) и физлицом, после того как снабженный полномочиями орган получит заявление. Подобные основания прописаны в ст. 671 и 672 ГК РФ. Условия и срок пользования, владения имуществом регламентируются ст. 60 ЖК РФ.

Договор социального найма характеризуется как:

  • Консенсуальный. В данном случае речь идет о том, что для непосредственного заключения договора необходимо соблюсти конкретный законодательный порядок (действия), в частности, написать заявление и согласовать основные условия пользования жильем, предмет договора и нанимателя.
  • Возмездный. Современное законодательство РФ предусматривает два способа предоставления недвижимого имущества для частного пользования: бесплатное и платное. Содержание понятия «возмездный» как раз и подразумевает определенную плату за распоряжение жилплощадью.
  • Двухсторонний. Договор найма жилого помещения социального использования, как было указано выше, предполагает две стороны сотрудничества: наймодателя и нанимателя.
  • Взаимный. Наймодатель и наниматель имеют определенный набор прав и обязанностей, которые должны беспрекословно соблюдаться обеими сторонами (ст. 65 и 67 ЖК РФ).

Кроме того, содержание ЖК РФ позволяет вывести и два других вида договора соцнайма, которые дают право на:

  • Владение имуществом для коммерческого использования. В данном случае оформляется договор коммерческого найма, который хоть и похож, но имеет свои ключевые отличия от договора соцнайма на обмен или выдел жилплощади.
  • Имущество для служебного использования.

На сегодняшний день может заключаться и другой тип соглашений отдельный от договора соцнайма, не подходящего для коммерческого использования жилья. Подобные действия обуславливаются, если поступает заявление от лица, которое ранее не числилось как отдельный субъект правоотношений, а пользовалось жилплощадью на правах представителя семьи. Изменение договора социального найма жилого помещения подразумевает постановку на учет нового субъекта правоотношений, который был признан нуждающимся, в установленный законодательством срок.

Стоит отметить, что изменение договора социального найма на выдел или обмен служебного жилья не для коммерческого пользования происходит в ряде случаях:

  • Если произошло объединение семей, которые пользовались имуществом по разным договорам соцнайма. При этом содержание данного пункта не ограничивает права на использование или обмен уже ранее выделенного имущества. Иными словами, переоформление договора социального найма в данном случае дает возможность объединить, а значит, увеличить имущество на основе единого договора.
  • Если зафиксирован факт смерти нанимателя или его отъезд. В таком случае все права переходят к одному из членов семьи предыдущего нанимателя. При этом нет необходимости вновь писать заявление, чтобы встать на учет как физлицу, нуждающемуся в улучшении условий после смерти родственника, или чтобы произвести обмен такой квартиры. Главное представить заявление о смене нанимателя и документы, подтверждающие факт смерти предыдущего нанимателя (копия свидетельства о смерти) и иные документы, предусмотренные законодательством.
  • Если произошло изменение количества членов семьи (после рождения). Фактом подтверждения в этом случае является копия свидетельства о рождении.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Законодатель регламентировал основополагающие правила того, как право собственности использования жилплощади по договору социального найма переходит физлицу. Последовательность снабжения жилых помещений зафиксирована в ст. 57-59 ЖК РФ. Эти правила обязательны для исполнения на всех уровнях государственной власти, как на федеральном, региональном, так и муниципальном.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений подразумевает соблюдение очередности после того, как физлицо встанет на учет жилищного фонда. Однако современные НПА предусматривают и исключения из общего правила, по которому идет выдел жилья для использования гражданами РФ вне очереди. Согласно ст. 57 ЖК РФ, по договору о соцнайме выделяется жилое помещение из жилищного фонда вне очереди для пользования следующим категориям граждан:

  • физлицам, квартира которых находится в аварийном состоянии, что подкреплено соответствующими постановлениями уполномоченных органов;
  • детям-сиротам, а также детям, которые остались без родительского попечения;
  • гражданам, которые страдают от тяжелых хронических заболеваний (их перечень закреплен в ст. 51 ЖК РФ).

После того как наниматель жилого помещения по договору социального найма будет принят на учет и напишет заявление, уполномоченные лица жилищного фонда должны принять решение о том, наделить субъект правоотношений имуществом для использования в жилых целях или же вдвинуть отказ. Подобное решение должно быть принято в срок, который установлен НПА. Если заявление будет рассмотрено в надлежащий срок, а после этого решение органа было отправлено в трехдневный срок нанимателю, то стороны могут приступить к составлению договора соцнайма о предоставлении жилья для частного или служебного пользования из жилищного фонда.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право получить жилье именно в том месте, где он проживает. Информация о подобном волеизъявлении субъекта должна быть включена в заявление. Наймодатель в таком случае обязан предоставить имущество на указанной территории, причем квартира должна иметь все технические и санитарные условия для комфортного проживания. Если выявлено отсутствие того или иного условия, то это является детерминантой для служебного разбирательства и выдела новой жилой площади гражданину, вставшему на учет жилищного фонда.

Требования к жилому помещению социального найма

По договору соцнайма выделяется жилплощадь не для коммерческого использования, а для каждодневного проживания. Соответственно, квартира должна соответствовать определенным требованиям, отсутствие которых также является основой для служебного и даже судебного разбирательства. Другими словами, наниматель жилого помещения по договору социального найма наделяется правом получения имущества, которое отвечает целому ряду характеристик.

Во-первых, это благоустроенность. Данное основание подразумевает, что квартира, выделяемая из жилищного фонда для частного пользования, должна располагаться в здании, попадающем под категорию капитального строительства.

Если на учет встали граждане аварийного жилья, в котором было зафиксировано отсутствие того или иного условия для комфортного проживания, то это не является детерминантой, чтобы наймодатель подыскивал такое же неблагоустроенное жилье в установленный законом срок. Наоборот, договор социального найма служебного жилого помещения подразумевает действия, направленные на улучшение бытовых условий. 

Во-вторых, имущество для частного использования простыми гражданами должно полностью соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным. Заключение об этом выдается специально уполномоченными органами. Ст. 23 ФЗ №52-ФЗ дает право субъектам правоотношений претендовать на жилье, которое предоставляется в пользование в результате подписания договора о социальном найме служебного или жилого помещения, отвечающее требованиям:

  • обеспечения сна и отдыха;
  • организации питания;
  • звуконепроницаемости и шумоизоляции;
  • естественности освещения (светопроницаемость);
  • пожарной безопасности;
  • проветриваемости и циркуляции воздуха;
  • правильного теплообмена.

В том случае, если жилье служебного, жилого предназначения будет не отвечать указанным выше условиям, то это является детерминантой для признания его непригодным для коммерческого или жилого использования. В результате будет произведен обмен подобного имущества, предполагаемого не для коммерческого, а для жилого использования из жилищного фонда на более приемлемый объект.

Жилое помещение для частного пользования должно предоставляться в пределах нормы, установленной в том или ином муниципальном образовании в законодательно установленный срок, после того как нуждающееся лицо встало на учет жилищного фонда. Содержание данной нормы зафиксировано в ст. 50 ЖК РФ. Кроме того, получение квартиры по договору соцнайма подразумевает заселение разнополых граждан в различные комнаты, если не получено на совместное проживание их согласие. Содержание данного требования прописано в ст. 58 ЖК РФ. Исключением из этой нормы является заселение в одно помещение супружеских пар. Так же содержание ст. 58 ЖК РФ подразумевает и то, что наймодатель при предоставлении жилого служебного помещения, не подходящего для коммерческого пользования, должен учитывать состояние здоровья гражданина, вставшего на учет жилищного фонда.

Стоит отметить, если происходит обмен старого жилья после того, как выйдет заключение о признании его аварийным, на новую жилплощадь, то наймодатель должен учитывать площадь ранее занимаемого помещения. Кроме того, после того как осуществится получение недвижимого имущества служебного типа, физлицо, вставшее на учет как нуждающееся, может претендовать и на другую собственность из жилищного фонда, не подходящую для коммерческого использования. Иными словами, данная норма, содержание которой прописано в ЖК РФ, дает право на получение дополнительной жилплощади, но лишь в том случае, если не пропали основания на подобные действия, зафиксированные ст. 51 и 56 ЖК РФ.

Определение общей площади предоставляемого жилого помещения

Одним из требований к жилью по договору соцнайма не коммерческого использования являлось определение нормы жилплощади. В большинстве случаев норматив фиксируется в НПА субъектов РФ, поэтому разнится в зависимости от регионов. При этом срок предоставления жилплощади будет обуславливаться количеством очередников.

Например, закон Ростовской области, содержание которого направлено на урегулирование вопроса, который подразумевает предоставление или обмен недвижимого имущества, регламентирует следующие нормы:

  • на гражданина, который встал на учет один, общая площадь должна составлять 33 метра;
  • на семью, которая направила заявление от 2 членов, норма жилплощади составляет 42 кв. метра;
  • семье, которая состоит из 3 или более членов, законодательные действия подразумевают выдел жилплощади в закрепленный НПА срок в объеме 18 кв. метров на человека.

Однако содержание ЖК РФ подразумевает и исключительные случаи, когда норма может быть уменьшена на 10 %. Обуславливает подобную исключительность отсутствие подходящего жилья в жилищном фонде муниципалитета. В дальнейшем возможен обмен квартиры на более подходящую жилплощадь в соответствии с интересами нанимателя.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

— Приложение к сайту жкхпортал.рф

Раздел III. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

Глава 7. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО

ПОМЕЩЕНИЯ ПО

ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

 

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

    2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

  3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

   

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

  5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 316-ФЗ)

  6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

  

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

 8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

  9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

______________________________________________

Законодательная база Российской Федерации

Статья 57 Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

Пункт 2) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: